Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Общие сведения

Аттестация является одним из важнейших средств оценки и развития профессионального уровня педагогических работников. Квалификационные категории предполагают дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных задач, стоящих перед педагогическим работником.

Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Цель аттестации - определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации на основе анализа их профессиональной деятельности.

Понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность» являются ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов.

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность педагога к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

 

Под профессиональной компетентностью понимается проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы

Профессиональная  компетентность обеспечивается  знаниями в следующих областях:

  • специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
  • методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
  • психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).

Итогом  аттестации  является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем  его профессионализма.

 

Основные задачи аттестации:

  • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
  • обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
  • способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

 

Основные принципы аттестации:

  • коллегиальность,
  • системность,
  • открытость,
  • целостность экспертных оценок.

Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.

Аттестация педагогических работников проводится на присвоение либо (в отдельных случаях) подтверждение квалификационных категорий.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационных категорий. Аттестация проводится на присвоение второй, первой высшей квалификационных категорий, а учителей, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, кроме того, – на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

Обязательными условиями допуска педагогического работника
к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (п. 18 Инструкции):

−    соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» и приложением к постановлению «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по копии диплома об образовании в целях уточнения уровня профессионального образования, наличия специального образования;

−    наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (п. 19 Инструкции). Данное требование не учитывается в случаях, которые предусмотрены пп. 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке и выписке из приказа.

Педагогические работники, занятые в должности на условиях совместительства, могут проходить аттестацию в установленном порядке (часть третья пункта 20 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 30.06.2014)). Если руководитель (заместитель руководителя) учреждения образования (организации) занят в должности учителя (или иной «категорируемой» должности педагогического работника) по совместительству, он имеет право на присвоение ему квалификационной категории.

В случае положительного решения о допуске к аттестации, руководителем организации системы образования издается приказ, которым определяются:

– сроки проведения аттестации;

–списки педагогических работников, которые допущены к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории;

– график аттестации.

Разделы сайта