Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.
Выделите проблему (проблемы) из ситуации:
- асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступления;
- вызов общественным нормам (использование нашивок, значков, униформы, ботинок на белой шнуровке и т. д.);
- проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма.
Возможные причины:
Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка и выражаются в раздражительности, агрессии, желании применить какую-либо физическую силу (насилие).
- По внешним признакам, приведённым в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Также преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Из этого можно предположить, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
- Еще одной причиной является проявление особенностей данного возраста: желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, быть среди других, проявлять себя среди толпы.
- Еще можно предположить, что старший брат Сергея, о котором нет подробной информации, тоже принадлежит к неформальному движению. Например, к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается быть похожим на старшего брата. Как вариант, можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, учится или работает и родители ставят его в пример младшему брату. В этом случае, Сергей просто пытается любым способом обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой, как старший брат, а индивидуальная личность.
Решение
1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы, познакомить учеников класса и учащегося Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и совершение уголовных преступлений.
Провести серию встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения.
Договориться с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждениями, занимающимся перевоспитанием людей, совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т. ч. и уголовные.
2. Проводить мероприятия в форме дискуссий, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.
3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и не хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги, которые достойны внимания, уважения, принятия.
Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну».
раскрыть » / « свернуть